?

Log in

No account? Create an account

pitambara in ru_nathas

Йога Патанджали что это?

     Существуют две главные системы йоги, одну условно можно назвать брахманической йогой Патанджали, другую - тантрической йогой натхов. В чем их коренное отличие? Давайте проанализируем обе эти системы йоги. Йога Патанджали - это одна из философских систем Индии «шат-даршана», которая опирается на санкхью Капила Муни. Эти две даршаны очень похожи, отличие в том, что санкхья - атеистическая, тогда как йога Патанджали – это дуалистический теизм. Как у Капилы, так и у Патанджали, достижение освобождения реализуется посредством отсоединения себя (Пуруши) от материальной природы (Пракрити). Пракрити рассматривается как «джада», бессознательная, но реальная и вечная, в отличие от тантрических систем, где творческая сила Абсолюта - Шакти, проявляющаяся как иллюзия - Майя и как Видья - освобождающее знание. Соответственно, в йоге Патанджали, в отличие от натха-йоги, нет такого понятия как Шакти, потому нигде у Патанджали не сказано о Кундалини и чакрах. В Индии и на западе, однако, можно встретить много  современных школ йоги, которые ссылаются на Патанджали и приписывают ему практики работы с телом, Кундалини-йогу, но это - личное мнение авторов, не имеющее отношения к самой традиции. Вот классический пример современных школ, в текстах которых вы можете встретить комментарии на Йога-сутры Патанджали, как на учителя хатха-йоги, кундалини-йоги и др. - Бихарская школа йоги, основанная учеником Свами Шивананды, Стьянандой Сарасвати. Это традиционная линия адвайта веданты, «дашанами», восходящая к Шанкарачарье и к Даттатрее. У дашанами существует семь ответвлений «акхара», связанных с садху «нага-баба», которые немного близки к натхам и тоже практикуют тапас, и тантру. Три других ответвления «дашанами» - данди санньясины, они брахманические и сарасвати, как раз, одно из них. Конечно же, в ордене сарасвати нет никакой хатха-йоги, традиционно, как правило, они практикуют джняну и медитацию. Свами Шивананда отошел от традиции и создал свое современное йогическое направление, хотя, пожалуй, больше в это направление элементов йоги привнесли его ученики, которые создали ашрамы и распространили эту линию на западе.
Но изначально, в соответствии с традицией, этот орден не являлся йогическим. Есть ещё одно из современных направлений йоги, которое восходит к вышеупомянутым «нагам», это крийя-йога Лахири Махасаи и Парамахамсы Йогананды. Система также современная и появилась совсем недавно, буквально в прошлом столетии, она также отошла от своей традиции, а именно от традиции «нагов», таких как: гири, пури и т.д. Крийя-йога этой линии ничто иное как набор практик, заимствованных у натхов, а так же принципов, взятых из Йога-сутр Патанджали, хотя натхи и Патанджали, это совершенно независимые учения, которые не являются ведантическими. Практики крийя-йоги строятся на кхечари-мудре, маха-мудре, йони-мудре и кевали-кумбхаке, но особое значение предается практике кхечари-мудры, поскольку одновременно с ней выполняются все остальные техники. Ступени в крийя-йоге направлены на прохождение «трех-грантх» и достижение разных ступеней, соответствующих раджа-йоге. Учителя крийя-йоги уделяют внимание таким текстам как Бхагават-гита и Йога-сутры. Система сама по себе не совсем традиционная, хотя, как состоящая из совокупности практик, может представлять особый интерес. Она распространилась на Западе, в виде своих же вновь образованных разветвлений, так, например, одним из них является учение Хайракхана Бабы. Последователи этого направления ссылаются в основном на ведизм и практику карма-йоги, хотя, как таковой ведийской парампарической линии там нет, не присутствуют и элементы близкие к кайя-садхане, как собственно и в направлении Йогананды, ориентированном на массы, где не практикуется кхечари-мудра. Другие направления, которые ссылаются на хатха-йогу натхов и Йога-сутры, представляют ученики Кришнамачарьи:  П.Джойс, Дешинкачар и Айенгар. Подобно истории Свами Шивананды, эти системы отошли от своей традионной линии. Почему? Первое, Кришнамачарья принадлежал к вайшнавской традиции Ачарьи Рамануджи, она брахманическая и ориентирована в основном на бхакти. Последователю этой линии должна передаваться брахманическая дикша, джанео-упавита и предписания совершать сандхья упасану. Линия Рамануджи так же одно из направлений веданты, которая не имеет отношение к «йога-даршане» Патанджали. Тем не менее, учителя этой линии ссылаются на Патанджали, написали комментарии к его труду, связав эту доктрину с элементами хатха-йоги. Никто из учеников Шри Кришнамачарьи не передает никаких традиционных посвящений в своей линии, но они учат последовательностям асан или пранаям, которые сами составили. На Западе даже распространилось мнение, что последовательность из асан является самой традицией, что собственно является грубейшим заблуждением. На самом деле традиция подразумевает также передачу «дикши», что в этих распространенных системах, ссылающихся на Шри Кришнамачарью, не делается, исключение составляют члены семейства. Это, пожалуй, самые известные на сегодняшний день системы современной йоги, распространившиеся на Западе со своими идеями о философии и практике йоги. Так же популярны и другие учителя, например, Дхирендра Брахмачари, известный политик в Индии, который учился сукшма-вьяяме и хатха-йоге у Радж Бали Мишры, но официально ссылался на одного вайшнавского садху долгожителя - Свами Картикею, поскольку он был очень авторитетным святым.  По этой причине сложилось ошибочное массовое представление о том, что практика сукшма-вьяямы была получена от святого Свами Картикеи и, что сукшма-вьяяма это главный способ достижения такого же долголетия, коим обладал этот святой. Сама по себе вьяяма является только подготовительной практикой для развития мышц и сухожилий. Аналогичные оздоровительные системы можно встретить у очень известных на данный момент в Индии учителей, например у Свами Рамдева, который свой ашрам называет именем Патанджали. Немалую популярность в Индии и на Западе обрел ученик Шри Рамакришны - Свами Вивекананда, он так же написал комментарии на Йога-сутры, но дело в том, что парампарической линии, идущей к Патанджали, в Индии просто на просто нет. Однако история Шри Рамакришны не однозначна, так как он был посвящен сразу в нескольких религиозных орденах: он был ведантическим санньяси, тантрическим садху и использовал разные методы. Несмотря на то, что он не был посвящен в ордене Горакшанатха, тем не менее, его история по своему уникальна. Были ещё несколько известных ортодоксальных тантрических Гуру, которые смогли донести представление о традиции кашмирского шиваизма на запад, и кашмирской йоге. К ним относятся Свами Лакшманджу и Свами Муктананда. Эти учителя предоставили немало адекватной информации о различии тантрической садханы и йоги от  йоги Патанджали. Хотя, кроме них, было немало других учителей и ученых, написавших множество интересных трудов на тему кашмирской тантры, а именно: Джайядева Сингх, Пандит, Камалакар Мишра и др. Невозможно в одной короткой статье охватить все системы, адаптированные под Запад, которые так или иначе отошли от своего классического подхода. Так же можно было бы рассмотреть такие школы как институт Свами Рамы, школу кундалини  Йоги Баджана и др. Несмотря на то, что все они предложили много ценных и полезных разработок, тем не менее, вместе с этим привнесли немало путаницы в понятие традиция. Данная статья - попытка разобраться, где же традиция на самом деле, а где авторские методики, чтобы отделить основные практики йоги от бесконечного множества добавленных в нее элементов, не основанных на каких-либо авторитетных источниках. 
   
    Итак, мы вкратце рассмотрели различные школы, распространенные на Западе, чьи идеи влияли на умы многих людей, от чего возникла неясность, где же учение хатха-йоги, а где йога Патанджали. Тем более, что в Индии нет парампарической линии, восходящей к Патанджали, однако существует парампарическая линия натхов, которая до сего момента так и не получила распространения ни в одной из западных стран. Выглядит очень парадоксально, когда весь мир говорит о Патанджали, с отсутствующей цепью ученической преемственности, восходящей к нему, и ничего не знает о натхах, не считая нескольких книг, при всем том, что реальная традиция передачи в Индии существует и весьма развита во всех штатах.

    Нам довелось найти даже представителей традиционной санкхьи, с которой связана «йога-даршана», но за все время путешествий по Индии мы так  и не встретили ни одной традиционной парампарической линии, восходящей к Патанджали. Очевидно его учение так и осталось больше на уровне философского воззрения, потому что любая парампарическая линия подразумевает передачу определенной, строго авторитетной и проверенной поколениями методики. Как выяснилось, миф о том, что система Патанджали - это передаваемая система, оказался не совсем верным. Существуют лишь многочисленные комментарии представителей самых разных современных школ наизобретавших различные методы, но, мы так и не можем определить, что же все-таки является классической передачей практик Махариши Патанджали. С традиционной точки зрения - это философская система, где нет передачи конкретной практики.
   
    Если же рассматривать различия Натха-сампрадаи и философской даршаны Патанджали, то можно отметить несколько наиболее главных из них.
1)    У Патанджали нет понятия Шакти, поднимающей сознание дживы к Шиве, посредством кундалини-йоги, как это в йоге натхов и в тантре.
2)    Патанджали говорит о восьми «ангах», Горакшанатх перечисляет их также восемь, но яму и нияму в некоторых текстах описывает более детально и, скорее, как прикладные методы, например, повторение джапы, хома, пуджа, сиддханта-шравана, гуру-сева и т.д. Так же в йоге Горакшанатха присутствует деление на «шаданга-йогу», где яма и нияма не рассматриваются, просто потому, что эти принципы так многочисленны и их может рассказать только конкретный Гуру своему ученику. Например, в джапу может входить знание джьотиша, правила пурашчараны и т.д. Предписаний к садхане может быть много, тем более для тех, кто ведет монашеский образ жизни, поэтому Горакшанатх только вкратце описал шесть разделов йоги, опуская яму- нияму.
3)      В традиции натхов также есть деление йоги на мантра, хатха, лайя и раджа-йогу, чего нет у Патанджали.
4)      Горакшанатх и его последователи, описали множество разновидностей асан, пранаям, методов пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи. Так же существует немало элементов, соединяющих одну «ангу» с другой, например, различные мудры и бандхи. Некоторые мудры напрямую могут ввести в определенные виды самадхи, такие как кхечари, шамбхави, йони-мудра. Мудры у натхов могут рассматриваться как методы работы с сознанием, позволяющие контролировать чувства (пратьяхара) и элементы (махабхуты), это такие мудры как кхечари, бхучари, чачари, агхочари, унмани. Т.е. деление на «анги», конечно, есть, но где-то оно может считаться условным. В то время как у Патанджали существует строго восемь «анг».
5)    Патанджали описывает йогу как отделение чувств от их объектов, в натха-йоге, напротив, рекомендуется даже в объектах созерцать атман. Патанджали рекомендует отделится от материи и достичь высшей цели нирвикальпа-самадхи, а савикальпа рассматривается как более низкий уровень. Патанджали предлагает путь «видеха-мукти».  Что касается Горакшанатха, подобно многим тантрическим системам, он предлагает путь достижения мокши в теле «дживан-мукти», через практики тантрической йоги, где большое значение уделяется работе с телом и праной. Патанджали йогическую практику характеризует как остановку колебаний «читты», а Горакшанатх делает акцент на «прана-ниродхах», контроль праны, и через это - сознания. Вернее, он не ставит различия между телом и сознанием. Это мы можем встретить в Аманаска-йоге и других текстах, где Горакшанатх говорит о «тарака-йоге» как о наивысшей и, где большую роль играет контроль праны. Кроме прочего, Горакшанатх немало уделяет внимания практикам работы с адхарами, лакшьями и вьомами, эти элементы имеют тантрическое происхождение и несхожи с метафизикой санкхьи и йоги Патанджали. О лакшьях можно встретить упоминания в разных тантрах, согласно которым Шива является сам по себе непостижимым и, по причине своего сострадания, он поместил себя в различные проявленные объекты. Благодаря чему, практикующие йогины, сосредотачиваясь на этих лакшьях, могут воспринять Шиву. В разных тантрических традициях лакшьи описываются по - разному, у натхов, они тоже отличны, тем не менее, сам подход имеет тантрические корни. Тоже самое с адхарами и вьомами. Так, например, вьома - это не просто шунья вне формы, а пустота в форме, что очень близко ко многим буддийским и индуистским тантрическим традициям.
6)    Отличие доктрины Горакшанатха ещё в том, что тело изначально не воспринимается как нечто низшее. Существует космическое тело Шивы, которое является, на самом деле, его Шакти. Горакшанатх говорит о том, что между вечным Шивой и его Шакти, на самом деле, нет полного различия. Шакти так же вечна, как и Шива, понимая природу Шакти, мы можем достичь высшего совершенства, как на уровне души, так и тела. Соответственно, эта идея лежит в основе практик достижения кайя-сиддхи, достижения совершенного тела. Если человеческое тело становится подобным телу Шивы, то есть возможность реализации вечного тела. Для этого натхи использовали методы внутренней алхимии и практики хатха-йоги.
7)    Можно сказать, что основные взгляды Патанджали или адвайта-веданты Шанкары отличаются от взгляда Горакшанатха в воззрении на Абсолют и его проявлений. Шанкара все проявления называет Майей (иллюзией), поэтому в его учении изначально практикам тела никакого серьезного значения не предавалось. У Патанджали мир - не иллюзорен, но от него так же нужно отсоединится, что и будет, согласно его доктрине, мокшей. Некоторые из современных школ йоги, восходящие по существу к Шанкаре, заимствовали методы хатха-йоги у натхов, но не считают их высшими. Поскольку материя, по их мнению, бессознательная «джада», то, в лучшем случае, через хатха-йогу, вы достигните состояния «джада-самадхи», подобное анабиозу. Что сильно отличается от практики хатха-йоги последователей Горакшанатха, утверждающих, что хатха-йога ведет к единству Шива-Шакти, к самарасьи. Это является также целью многих тантрических систем. По причине того, что ряд современных школ хатха-йоги испытывает внутреннюю делему между их основной доктриной и тем, чему учат всех, они вынуждены трактовать хатха-йогу как «низшую телесную практику». И это - радикальное отличие от того, чему учат натха-йоги.

Comments

Что имеет ввиду Патанджали, говоря о практике асан ?
Я был уверен, что это и есть Хатха-Йога ...
Патанджали, говоря об асане, описывает ее как устойчивое положение, в котором испытывается состояние легкости. Одним словом, он описывает общий ориентир того, какой должна быть асана в идеале, та, в которой можно практиковать раджа-йогу. Патанджали отрицает Шакти как духовную, творческую силу, творящую наши тела и так же ведущую к освобождению. Шакти - источник всех форм и проявлений духа на уровне тела, поэтому речь идет о множестве тел - 84, 000,000 и стольких же асан. Шакти - это источник всех форм, которые способствуют взращиванию освобождающего знания (Махавидья). Поэтому хатха-йога, в принципе, тантрическая практика на уровне тела, подразумевающая различную работу с ним, при помощи целого ряда асан, чего у Патанджали нет. Система Патанджали отрицает шактизм и тантрический подход, с помощью которого, такие элементы хатха-йоги, как различные асаны, пранаямы, бандхи и мудры, позволяют пробудить Кундалини и, тем самым, привести вас к мокше. У Патанджали нечего пробуждать, потому что Пракрити - это просто бессознательное явление. Патанджали использует, в принципе, те же вершины йоги, что и натхи, но он не объясняет детали, как конкретно этого достичь. У него просто говорится о том, что асана - это устойчивая, легкая поза, однако он не описывает как прийти к достижению такой асаны.
благодарю за развёрнутый ответ
правда такой ответ порождает ещё большее кол-во вопросов, но не в формате данного сообщества