योगसुन्दरीनाथ (yoga_sundari) wrote in ru_nathas,
योगसुन्दरीनाथ
yoga_sundari
ru_nathas

Categories:

История Горакнатха

Перевод с английского: Йога Сундари

    Ученые не сходятся в едином мнении относительно историчности Горакхнатха и Матсьендранатха, а также места их рождения. Йоги рассматривают Горакнатха как сына Бога и поэтому, считают, что он не связан обычными законами времени и пространства. До сих пор предпринимаются попытки исследовать и  анализировать различные доказательства, прийти к однозначному результату. Фактически, различные тексты, трактаты и книги, включающие литературу и легендарные первоисточники по философии натхизма, свидетельствуют о различных не точных и разрозненных датах. Бриггс (1938) считает, что время жизни Горакнатха соответствует периоду не позже, чем 1200г. н.э., вероятно, одиннадцатому столетию, и что он был родом из Восточной Бенгалии. Мохан Сингх (1937) в своей книге «Горакнатх и средневековый индийский мистицизм» говорит, что Горакнатх жил в IX-X в. Бартхвал (1936) также относит Горакнатха к X веку н.э. и говорит о его роли в установлении единства между индусами и мусульманами. Шастры ссылаются на натхов, как на культ IX столетия н.э. Сен (1960) не смог найти какие-либо исторические подтверждения о Горакнатхе. Тем не менее, он считает, что культ натхов возник в Восточной Индии, вероятно в Бенгалии, задолго до XIV столетия. Сур (1986) утверждает, что культ появился в Бенгалии между X и XII столетиями н.э. Фактически, различные легенды и литературные писания говорят о датах, берущих начало с VII-VIII в. и до шестнадцатого века. 

  

Легенды Расалу, Пуран Бхагата и хинду северо-запада, Баппы Удаипура и буддистской шайвисткой традиции Непала, относят Горакнатха к VII-VIII векам.
          Легенды, относящиеся к Гоге, (литературное свидетельство из Западной Индии, подобно «Джанешвари» (1290 н.э.), культ дхармы и буддистско-шиваитская традиция Бенгалии, а именно в период правления королей Пала, относят Горакнатха к XI и XII столетию н.э. и, безусловно, к периоду, ранее 1200 г. н.э. Бхандаркар и Чхаттопадхяй придерживаются раннего воззрения, основанного на «Джнянешвари». Если Горакнатх считается современником Маинамати и Маникчандра, то он должен принадлежать к XI веку н.э.
          Связь йогинов и натхов в работах Кабира (1440-1518), литературных источниках, подобных "Горакнатх ки гоштхи" и трудах сикхов, относящихся к Гуру Нанаку (1469-1538), указывают XV столетие как период существования Горакнатха, как говорил Уилсон (1828).
          Другая философская школа, рассматривает натховский культ как часть ведической религии, более древней, чем джайнизм. Легенды говорят, что Виндунатх был рожден Рудрой и Сурьявати. От Виндунатха произошли натхи, и впоследствии распространились на огромной территории Индии. Основными из них считаются Минанатх и Горакнатх (Баллал Чаритам).
          Леви (1905) полагает, что Матсиендранатх установил единство пашупата-шиваизма и буддизма в Непале. Последователи Горакхнатха, канпхаты, также считались буддистами по происхождению, но в XIIв. они стали шайвитами. Шахидуллах пишет, что Матсьендранатх пришел в Непал в 657г. н.э. во время правления Нарендрадевы. Его отождествляют с Авалокитешварой, что указывает на связь с буддизмом. Фактически, знаменитые натховские Гуру, такие как Матсьендранатх, Горакнатх, Джаландхарнатх и Чаурангинатх были включены в список буддистских сиддхачарий (Дасугупта).
          Шастри, во вступлении к своему изданию "Рамачарита", говорит о переходе Горакнатха в шиваизм:

"Люди, достигшие успеха в своих аскезах и йогических практиках, считались сверхчеловеческими существами или натхами. Они становились объектом поклонения и у них было большое количество учеников. Адинатх, Матсьендранатх, Минанатх и другие, были сторонниками буддизма. Но Горакхнатх, который по происхождению был буддистом под именем Раманаваджра, стал шайвитом, за что был ненавистен некоторым буддистам как отступник. Таким образом, образовалась форма секретного и мистического поклонения, которая вместе с политическими изменениями в восточной Индии, привела к падению буддизма в этой стране."
    Натх (1940) ссылается на мнение Таранатха, тибетского буддистского Ламы и дает следующую оценку Горакнатху. Во времена мусульманского влияния большинство буддистских монахов приняло убежище в земле Кукис на востоке. Один буддистский монах, Анангаваджра (или Раманаваджра) обратился в шайвизм. До этого монах Саманташова принял буддистский тантризм и проповедовал культ сахаджия. Он был влиятельной личностью в Непале и Тибете и был известен под именем Луипад. Анангаваджра взял имя Горакнатх и принял культ Луипады. Он распространял новую веру с великим старанием и усердием. Эта история показывает связь натха-йогинов с буддистским тантризмом. Некоторые знаменитые натха-йогины  упомянуты в списке восьмидесяти четырех тибетских сиддхов.
          Ученые придерживаются различных точек зрения по поводу места происхождения знаменитых натховских Гуру, таких как Матсьендранатх и Горакнатх.
          Легенды Непала указывают, что Горакнатх пришел в Катхманду из Пенджаба. Монахи Горакхпура так же утверждают, что он пришел в Уттар Прадеш из Пенджаба. Различные легенды и истории, монастыри в Тилле, Джхелуме и другие места относящиеся к ним, приводят одну версию о том, что Горакнатх родом из Пенджаба. Тем не менее, бенгальские предания - история Маник Чандры, короля Пала и культа дхармы, указывают на его восточное происхождение, в частности из Бенгалии. Бриггс (1938) наводит на мысль, что существует возможность того, что Горакнатх мог прийти в Пенджаб с востока, согласно точке зрения коммуникативного фактора, широко распространенного в то время.
          Сен (1960) настойчиво заявляет: "Нет сомнений, что культ натхов берет начало в Восточной Индии, в частности - в Бенгалии, задолго до XIV века, когда мы получили первое упоминание. Тем не менее эти мифы и легенды принимали различные формы в течение темных столетий. Из Бенгалии, культ и его легенды распространились по всей территории. Йогины с прорезанными ушами ("кан-пхат") известны во всей Индии - в Пенджабе, в Раджпутане, в Махараштре и в других местах. В традициональной поэзии не-бенгальских йогинов существует достаточно лингвистических признаков их бенгальского происхождения."
          Сен также связывает историю происхождения натховских Гуру с "космогоническим повествованием культа дхармы". Следующая таблица показывает эту связь:

Пять «ади-сиддхов» произошли из пепла кремированного тела Адинатха. Минанатх произошел из пупка, Горакхнатх – из лба (или волос, т.е. «джата»), Хадипа из скелета, Канпа из ушей и Чауранги из ступней. Есть и  другие интерпретации происхождения Хадипы, Канпы и Чауранги: Хадипа работал чистильщиком и поэтому он имеет такое имя. Канпа появился как проявление Кришны, в то время как Чауранги  произошел от чатуранга (четырехцветный кусок одежды).
          Деятельность и достижения этих натха-сиддхов известны из  литературы натхов в Бенгали. В их основе лежат следующие темы: передача Высшего Знания Шакти от Шивы как духовные наставления; Высшее Знание, которое передается ученикам от Гуру, то есть от мастера в (Горакхвиджая); и сыну от матери (история Маянамати и Гопичандра).  Уникальная наполненность этих тем сделала литературу натхов  совершенно особой категорией.


Связь с Тантрой

    Изучение натховского культа и литературы, показывает что тантрическая культура и буддизм системы Ваджраяна, оказали на них огромное влияние, и не будет преувеличением сказать, что верования и практики йоги, тантры и культа натхов - переплетены. В следующем двустишие из «Горакшашатака» (санскрит) говорится о шести ступенях йоги:


Asanam prAnasamrodham pratyAhArAshca dhAranA
dhyAnam samAdhiretAni yogANdAni vadanti Shat

 
Вот эти ступени: 1) положения тела 2) контроль дыхания, 3) отвлечение чувств от внешних предметов, 4) концентрация сознания на определенном объекте, 5) медитация,
  6) растворение Я и идентификация Я с объектом медитации. Посредством йоги, в конечном счете, происходит единение с Шивой в сахасрара-чакре, через пробуждение Кундалини. Акцент на кайя-садхану, т.е. процесс создания совершенного и неразрушимого тела и  хатха-йога, с её физико-химическими процессами, сделали культ натхов очень близким к сиддхам, а точнее сказать, особой стадией культа в Индии. Двиведи (1950г.) объясняет это следующим образом:
    «Некоторые считают, что это по существу криптографический-буддизм или эзотерический буддийский культ, который позже отделился от буддизма и трансформировался в шайвизм. Остальные, с другой стороны, полагают, что натхизм  - это, по-существу, шайвизм, который в процессе своей эволюции, поглотил внутрь себя эзотерический буддизм . По этой причине мы находим в нем смесь эзотерического буддизма и йогического шайвизма».
    Также необходимо отметить, что самые знаменитые натха-йоги: Матсьендранатх, Горакхнатх, Джаландари и Чаурангинатх были включены в список буддистский сиддхачарьев.
          Сен (1984г.) соединяет существование двух отдельных направлений натхизма в начальную ступень. Минанатх и Горакхнатх, их подходы, вовсе отличались от доктрин и практик Хадипы и Канипы. Первая категория следовала путем знания и йоги. В ней не было места женщине, одной из панчамакар тантры(майтхуны) и все Йогины в конечном счете становились Авадхутами. Вторая категория не придавала такой важности йоге, и она не была ориентирована только лишь на знания. Она представляла собой более либеральный подход в принятии тантрических практик и здесь женщина уже не рассматривалась как табу. Эту категория можно отождествить с капаликами. Тем не менее, не смотря на различия и противоречия, между двумя группами не было крупных проблем и, в конечном счете, между ними произошел синтез и растворение конфликта. Йоги гуру стали садху-авадхутами, в то время как йоги-капалики превратились в нищенствующих монахов и домохозяев.
    Кундалини-йога занимала первоначальное место в тантрической садхане. Сила Кундалини, дремлющая в муладхара-чакре, пробуждается йогином, который достигает состояния высшего просветления. Абсолютный контроль «ретах»(семени), пранайама и контроль дыхания, полное уничтожение эго – кардинальные принципы состояния садханы, которая выступает как сахаджавастха. Существует много общего между культом натхов и тантра-садханой, поскольку процесс создания совершенного человеческого тела связан с различными стадиями через которые проходит Кундалини.
    Согласно тантрической традиции, тело – это храм Бога. Это есть Шактидхама (храм Шакти) и Шивадхама (храм Шивы), различные чакры и падмы. Теория творения – Шива и Шакти – ключевая в этой традиции. Тантра в своей основе недуалистична. Брахман – это Высшая Реальность, которая реализуется через садхану. Куларна-тантра так описывает Всемогущего:

advaitam kecidicchanti dvaitamicchanti cApare
mama tattvam na jAnati dvaitAdvaita vivarjitam

что означает:

 «Кто-то желает не-двойственности, в то время как другие говорят о двойственности. Человек не знает моего реального состояния, которое свободно от двойственности и недвойственности».
           Так же и у натхов, основная цель йоги -  достижение самадхи, где уничтожается эго, а Я сливается с Параматмой. Больше не существует никакого осознания границ времени и пространства. Здесь присутствует близкое сходство с физиологической и психической концепций. Как сказано в Горакшашатаке:

yathestham dhAranam vAyoranalasya pradipanam
nAdAbhivyaktirArogyam jAyate nAdashodhanAt

что означает:

«очищением нади сдерживается прана, разжигается огонь пищеварения, слышен внутренний звук, а тело освобождается от болезней».
           Внутренний звук становится сладостнее и более красивым, когда йоги проходит высшие стадии садханы. Как упоминалось ранее, на начальной стадии оглушающий звук подобен грому, барабану и океану. После этого проходит минута и слышится мягкий звук, подобный колоколу, раковине моллюска, птице, лотосной пчеле, флейте и бамбуковому инструменту. В Натха-культе, практики «нада», рассматриваются как важный аспект садханы.
          Другая близкая связь с буддистской тантрой подтверждается очень известной работой  Кауладжяна-нираная, которая ссылается на фразу «маччхагханапада-ватарита», то есть обнаруженная Матсьендранатхом, который соотносится с Луипой. Матсьендра или Маччхендра, или Маччхагхна, основатель школы Каула, как полагают, происходит из Чандрадвипы (или Шандвипы), предположительное месторасположение -  Бангладеш. Некоторые ученыесчитают, что это место должно быть достаточно близко к Камрупу.
          Длинная линия передачи восьмидесяти четырех сиддхов включает имена знаменитых натха йогинов, что и заставило Шастри подробно остановиться на связи натха-йогинов с буддийским тантризмом. Йога – необходимый компонент тантры и натхизма. Йогины следуют пяти внешним методам, для достижения своей цели, также отличным от восьми ступеней составляющих систему Патанджали:

1) Яма (контроль чувств)
2) Нияма (изучение Шастр и медитация)
3) Пранайама (контроль дыхания)
4) Асана (позиция)
5) Пратьяхара (отвлечение ума от внешних объектов)

Все это лежит в основе самадха-йоги, которая по-существу обозначает остановку умственного процесса и потерю осознания ограниченного Я.

Шесть категорий самадха-йоги:
1)Дхьяна йога
2)Нада йога
3)Расананда йога
4)Лайясиддхи йога
5)Бхакти йога
6)Раджа йога

      Натха-йогины следуют хатха-йоге. «ха» - означает солнце, а  «тха» - луну. Процесс, благодаря которому достигается соединение солнца и луны, называется йога. Это основная тема Горакша-паддхати и Горакшашатаки.

«Чандрадитьяпарамагам» (санскрит) говорит следующее о йогинах:

suratinAma yA kanyA yoganAth-vivAhitA
sA kanyA saktigarvA ca prAdurAsit sulakshanA

mamAg~Naya yoganAtho vivAhamakarot purA
tasyAh garveabhaban putrA AdinAthAdi sorhasa
AdinAth-minanAth-satyanAth-Sachetanah
Kapilo nAnakascaiba sorhete grihavAsinah
Giri-puri-vAratyAdi sailonAga sarasvati
rAmAnandi-shyAmAnandi sukumArAcyutosthA
ete daSha graham tyaktvA bhramanti digdigantaram

Что означает:

 «Йоганатх женился на хорошей женщине, по имени Сурати. Женщина дала рождение 16-ти сыновьям, включая Адинатха. Шесть из этих сыновей, а именно: Адинатх, Минанатх, Сатьянатх, Сачетананатх, Капиланатх и Нанакнатх - были домохозяинами, остальные десять, а именно: Гиринатх, Пуринатх, Бхаратинатх, Шаилонатх, Наганатх, Сарасватинатх, Рамананданатх, Шьяманандинатх, Сукумарнатх и Ачьютанатх - отказались от всего мирского и стали путешествовать с места на место».

Следующее описание из Агамасамхиты (санскрит):

iShvarAdudbhavo yogi rudra akAdasaibaca
pradhAnasca mahAyogi vindunAthasca putrakah
tasya putrah AdinAtho rudrakulaprakAShaka
siddho gorakShanAthasca minanAthastathottama

 Что означает:

 «Биндунатха был рожден от Махайоги, а его сын Адинатх является прародителем знаменитых йогинов, а именно Горакшнатха и Минанатха».
           «Хатха-йога-прадипика» упоминает имена нескольких йогинов, в числе которых есть и знаменитые натха-йогины, о чем говорится ниже:

 shri AdinAtha-matsyendra-saradAnanda bhairabAh
сaurangi-mina-gorakSha-birupAkSha-bileShayAh

Связь с шиваизмом.

    Как упоминалось ранее, культ натхов имеет тенденцию к религиозному синкретизму. Шайвизм обеспечивает другие важные компоненты в этом процессе. Шива в культе натхов - ни Рудра  ведической эры, ни Махайоги Шива пуранического периода. При этом, он не просто аскетичный Йогешвара со спутанными волосами, но и  Пашупати с двойными свойствами разрушения и благодеяния. Здесь у Шивы особый характер. Он абсолютно всемогущ и в то же самое время он напуган безмерной силой сиддхов. Как показывает история Маникчандры, Господь Шива боится Маянамати, которая наделена Высшим Знанием:

mor kathA kan yadi maynAr barAbar
kailAs bhuban mor kairbe landabhanda

(Манкчандра Раджар Ган в Бенгали)

что означает:

«Я боюсь Маянамати, поскольку она способна играючи разрушить гору Кайлас»

Другой случай из «Горакхвиджая» показывает силу Горакхнатха, которая ужасала даже Яаму:

gorker dekhiA kop yama kAmpe dare
yatek kAgoj ani dilek gochare

что означает:

«Яма, бог смерти был напуган, когда увидел Горакхнатха».

    Другая точка зрения о схожести связана с кайя-сиддхи. Тантрическая садхана отводит главное место мукти (освобождение), через «бхукти» (удовольствие, получение наслаждения). Когда обретены кайя-сиддхи, то тело становится таким же сильным как ваджра и свободным от болезней и распада. Натха-йогины также следуют методу ваджра-йоги и кайя-сиддхи. Йогины говорят: «Акаша-чандра-бхеда», через что останавливается нисходящий  поток амброзии. Существует четыре типа чандры (луны), а именно: адичандра, ниджачандра, унмадачандра и гаралачандра. Ниджачандра соединенная с акашачандрой, присоединена к сахасраре. Когда йогины пьют «гаралачандру», то тело и ум очищаются и йогин становится сиддха-дехой. Кайя-садхана  вместе с концепцией Шива-Шакти, очевидно показывает влияние Тантры на Натха культ.

Каула-джняна-нирная, следующим образом описывает концепцию и взаимосвязь Шива-Шакти:

shiva-madhye gatA shaktih kriy A-madhya-sthitah shivah
j~Nana-madhye kriyA linA kriyA liyati icchayA

icchA-shaktir-layam yAti yatra tejah parah shivah

что означает:

 «Шакти погружается в Шиву. Шива погружается в действие (крийа), крийа погружается в знание (джняна) через желание (иччха), а Иччха Шакти - в Шиву, и это есть Высшая Реальность, состояние «Парах Шивах». В этом состоянии Шакти остается дремлющей в Шиве. Это не имеющее атрибутов состояние сравнимо с Шуньей (пустотой) в Шайва Агамах. Это уникальное взаимоотношение Шабда Брахмана с тремя формами проявления Шакти, такими как: Джняна, Иччха и Крийа, а так же окончательное не имеющее атрибутов состояние, наступающее во время тотального прекращения творения, обеспечивает явные общие факторы между тантрических доктрин, шиваизма и натхизма.

Как отмечается в Горакха-сиддханта санграхе (санскрит) (стр.39), поиск нады – важная цель йогина:

shri AdinAthena sapAdakoti
layaprakArah cathita jayanti

nAdAnusandhAnakamekameba
mAnyAmahe mukhyatamam layAnAm

Это напоминает концепцию нады в шайвизме. Где нада – это антах санджалпатма», то есть причина внутренней речи, олицетворение всех слов и значение в недифференцированном единстве (Нада карика: 8).

shabdabrahmani niShNAtah
parambrahmAdhigacchati

что означает:

"Тот, кто способен реализовать Шабда Брахмана, тот реализует Парам Брахмана, то есть самого высшего Брахмана".

Tags: история натхов, натха-сампрадая, философия
Subscribe

  • Гуру Йоги Митхлешнатх

    Ученица Гуруджи провела почти 40 дней в храме Девипатан, пока дожидалсь приезда Гуру и гурубхаев. За это время она успела нарисовать много портретов…

  • Гога Пир

    Перевод с англ. Виратинатх Святыни Гоги Холмы Морни и соседние деревни усеяны многочисленными храмами, посвященными Гоге (Гога-мархи, а…

  • Прошедший сатсанг в Москве

    Гуруджи ко Адеш! Опишу свои впечатления о прошедшем сатсанге с Гуру Шри Йоги Виласнатхом: На встречу с Гуру пришло около ста человек, благо, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments