?

Log in

No account? Create an account

yoga_sundari in ru_nathas

Гуру Джнянешвар Натх

Нашла в англоязычном и-нете небольшую статью и решила ее перевести, для сообщества. Статья про Джнянешвара, основателя вайшнавской традиции Варкхари, а также Учителя в линии Натхов (так же известен как Джнянанатха или Джнянадева). Варкхари считается одним из второстепенных натха-пантхов. Нового собственно ничего, это скромное сравнение йоги натхов и йога-даршаны будет полезно прочесть тем, кто слабо ориентируется в их различиях.



Философия йоги Джнянешвара и Патанджали

Автор G. K. Pungaliya, президент Института йоги и родственных учений, Пуна, Индия

Два источника древнего индуистского мышления - это Веды и агамы. Даже несмотря на то, что окончательная цель обоих систем заключалась в достижении освобождения, реализации окончательной истины или Брахмана, мокши или нирваны, все же их концепции, идеология и философия были отличны в ряде важных вопросов и принципов. Веды и упанишады предполагают, как говорится в Махабхарате и т.д., что создатель науки йоги был Хрираньягарбха, а традиция агам утверждает, что это был Адинатха, Шива или Шанкара. Почти все агамы написаны в форме беседы между Парвати и Шанкарой. Патанджали следует традиции упанишад. Философия, которая существовала до Патанджали, была санкхья. Аштанга-йога, которую распространил Патанджали, была популярна за несколько столетий до него (300 до н.э).

Имеются ссылки на аштанга-йогу во множестве упанишад, таких как Чхандогья-упанишада, Шандилья-упанишада и т.д. Яджнавалкья объясняет эту йога-философию Гарге и другим ученикам точно в таком же порядке, как делает и Патанджали. Яджнавалкья далее заявляет, что этой философии аштанга-йоги он сам обучался у мастеров. Это - признак того, что философия аштанга-йоги является очень древней и существующей до Патанджали.

Следовательно, вполне естественно, что независимо от того, что утверждал Патанджали - все это он делал на основе определенных принципов упанишад и философии санкхьи. Конечно, Патанджали также сделал свой вклад в Йога-сутры. Понятие Ишвары, даже если оно отсутствовало в санкхья-даршане, было определено Патанджали согласно Йога-сутрам. Однако, у него есть своя собственная интерпретация этого понятия, и она не согласуется с установленной традицией. Его Ишвара - это не творец, а человек, грехи которого разрушены. Понятие Ишвары у Патанджали очень близко воззрению джайнов.

У Джнянешвара была несколько другая основа. Он был инициирован в традиции Натха Сампрадаи. Эта философия отличается от философии Йога-даршаны Патанджали. Основные принципы философии йоги Натха-пантха подробно описаны в различных книгах, таких как Горакша-гита, Горакша-паддхати, Сиддха –сиддханта-паддхати, Амараугхашасана, Амараугхапрабодха, Махартха-манджари, Гхеранда-самхита и т.д., все эти труды написаны на санскрите. Следовательно, философия йоги Джнянешвара - подобна зеркальному отражению философии йоги Натха-пантха. Из этого совершенно очевидно, что первоначальные источники философии этих двух великих святых философов и провидцев являются весьма отличными. Таким образом, должны быть некоторые главные различия в их системах йоги, которые я и попытаюсь осветить в этой статье.

Во всеобщей философии йоги мы находим множество ответвлений, из которых самым популярным в настоящее время в Индии и за ее пределами, является то, которое поддерживал Патанджали и которое известно как аштанга-йога. Йога-сутры Патанджали переведены на различные языки, а также на них было написано множество комментариев. Однако, существует много других систем йоги, типа хатха-йоги, кундалини-йоги, лайя-йоги, мантра-йоги, карма-йоги, бхакти-йоги и т.д. Так как эта статья предназначена только для сравнения йоги Джнянешвара и Патанджали, то я ограничил свои возможности сравнением философии только этих двух мастеров.

Основные различия:


1. Патанджали представляет систему аштанга-йоги в сутре № 11 своих Йога-сутр. Система Йоги Джнянешвара основана на принципах хатха-йоги. Некоторые из ученых этой системы следуют аштанга-йоге . Однако, великие йогины, такие как Горакшанатх,
следуют так же системе шаданга-йоги, которая была изложена им в его книге Горакша-паддхати. Эта система обходится без ямы-ниямы. Этому йогины дают следующее объяснение, что если Вы обретаете мастерство в медитации, то весь ваш образ жизни изменяется таким образом, что Вы автоматически начинаете следовать яме-нияме - необходимым предписаниям и индивидуальным правилам поведения. Вот эти шесть аспектов Йоги:

1. Физические положения
2. Пранаяма
3. Пратьяхара
4. Дхарана
5. Дхьяна
6. Самадхи

2. Согласно культу натхов, основное, что должен сделать ученик - очистить свое тело полностью. Это было подробно изложено в Гхеранда-самхите. Практики включают в себя полное очищение всех жизненно важных органов тела, таких как живот, тонкие кишки, толстый кишечник, носовой проход, пищевод, глаза, уши, горло и т.д. И только после этого ученик имеет возможность предпринимать все шаги ведущие к йоге. В Йога-сутрах Патанджали не упоминается эта начальная подготовка.

3. Следующий шаг (в других системах йоги) - изучение физических положений. Однако, после изучения всех важных положений, ученик должен уметь выполнять самые существенные положения, то есть сиддхасана или ваджрасана. Для всех будущих садхан это, как полагают, является основным и важным положением. Детальное описание этого положения представлено Джнянешварой в шестой главе его труда «Джнянешвари», а также в разнообразных книгах культа натхов. Там говорится, что это положение - необходимость для всех учеников. Однако, Патанджали говорит, что Вы можете сидеть в любом удобном положении, которое Вам нравится. Поэтому он дает сутру «sthira-sukham asanam».

4. Важность Гуру или мастера очень значительна в культе натхов. Каждая натховская книга или шастра начинаются с прославления или поклонения с большим почтением и уважением к Гуру Адинатху, Шиве или Шанкаре. Труд «Джнянешвари» также начинается с этого, «Om Namoji Adya». Важность Гуру не представлена в Йога-даршане Патанджали.

5. Культ натхов говорит, что человеческое тело состоит из сущностных центров или жизненных точек и пустот (акаша). Каждый ученик должен знать и понимать эти вещи. Натхи говорят, что тот, кто не знает об этих центрах, не является йогом. Это шесть чакр, шестнадцать жизненных точек, две лакшьи (точки концентрации), пять пустот - и все это расположено внутри человеческого тела. Такого типа изъяснения нет в Йога-даршане Патанджали.

6. Натхи говорят, что человеческое тело подобно прекрасному дому, который имеет девять дверей. Он сформирован из пяти изначальных элементов, и каждый элемент имеет свое собственное Божество. Эти девять отверстий: два глаза, две ноздри, два отверстия уха, рот, анальное отверстие и половой орган. Божество Земли - Брахма, воды - Вишну, огня - Рудра, воздуха - Ишвара и пространства - Садашива. Каждый ученик должен понимать эти вещи. В Сутрах Патанджали мы этого не находим.

7. Натхи в своих книгах, в том числе и в упомянутых выше, дают подробное описание семи чакр, их точное местоположение в теле, их свойства и функции и т.д. Джнянешвара не дал описание этих чакр по той причине, что он хотел ограничить свою интерпретацию стихами Бхагавад-гиты. В основе спинного мозга и в центре канала, которая соединяет половой орган и анальное отверстие, расположена первая чакра, известная как муладхара-чакра. Немного выше полового центра и ниже пупочного центра расположена вторая чакра, которая известна как свадхиштхана-чакра. Третья расположена около пупочного центра и называется манипура. Четвертая расположена около сердечного центра и известна как анахата-чакра. Пятая расположена в центре горла и известна как вишуддхи-чакра. Следует отметить, что все эти чакры расположены в сушумна-нади, которая проходит через спинной мозг, а он, в свою очередь, проходит через позвоночник. Это очень тонкие точки и, возможно они не всегда связаны с физеологией. Они были фактически «увидены» и обнаружены великими Риши в стадии самадхи. Здесь очевидны ограничения современной науки. Шестая чакра расположена на лбу и в межбровье, она известна как аджня-чакра. Седьмая и последняя чакра расположена в центре мозга в его высшей части. Патанджали не упоминает ничего подобного в своих Йога-сутрах.

8. Согласно натхизму , в теле человека существует 72.000 нервов. Из них наиболее важные - десять нади, из них - три являются самыми важными. Они известны как ида, пингала и сушумна. Ида известна как чандра-нади и проходит через левую сторону позвоночника. Пингала известна как сурья-нади и проходит через правую сторону позвоночника. Сушумна-нади проходит через спинной мозг и известна как агни-нади. Йога-сутры Патанджали не упоминают всего этого, упоминается только несколько нади, такие как курма-нади, но детальное описание отсутствует.

9. Понятие Праны было максимально изучено в натхами. Они утверждают, что в человеческом теле есть десять различных типов воздуха или вайю, которые известны как прана, апана, самана, удана, вьяна, нага, курма, крикала, девадатта и дхананджая. Каждый расположен в определенной части тела, имеет определенную цель и функцию в теле. Когда мы вдыхаем воздух, он разделяется на десять потоков. Это точно так же, как поток воды, который берет начало в Гималаях и разделяется на несколько потоков, и каждый - становится рекой, которому дается отдельное название. Существующая медицина не может определить местонахождение этих десяти различных типов воздуха. Однако, древние йоги фактически «видели» эти потоки воздуха в нашем теле. Этот тип описания не найден в Сутрах Патанджали.

10. Когда мы делаем вдох, то возникает тонкий звук, который известен как «сo», а когда мы выдыхаем, то возникает другой тонкий звук, который известен как «хам». Каждый может испытать это при недолгой практике. Звук «сохам» постоянно присутствует в каждом дыхании. В течение одного дня, который равен двадцати четырем часам, мы вдыхаем 21.600 раз. Это означает, что этот тип звука, который известен как мантра, звучит в нашем теле такое количеств раз (21.600). Если ученик наблюдает это мысленно и сознательно, то это становится великой садханой, садхане придается большая важность в ордене Натхов. Но ничего подобного не обнаружено в Йога-сутрах Патанджали.

11. Самый важный аспект Йога-садханы Джнянешвара - приведение в действие Кундалини-шакти. Это - тантрическая садхана натхизма. Джнянешвар подробно изложил этот процесс в шестой главе. Это - практическое применение философии Натха-пантха. Натхи говорят, что вся вселенная создана из энергии Шивы, Махашивы или Адинатха. Они называют ее Шакти или космической энергией. Эта энергия наполняет всю вселенную, наименьшая часть этой энергии известна как Кула-кундалини, а энергия, которая присутствует во всей вселенной, известна как Маха-кундалини. Эта энергия присутствует в людях в потенциальной форме (супта-шакти). Йоги, которые испытали эту энергию, говорят, что она подобна змее и она расположена в основании сушумна-нади, свернувшись в три с половиной оборота. Это также соответствует их философии, которая говорит «brahmandi te pindi», что означает, все, что существует во вселенной - также существует в человеке в тонкой форме. Натха культ и его великие мастера, такие как Горакшанатх, создали различные методы, способствующие активизации этой энергии. Святой Джнанешвар описал один метод формирования этой энергии. Этот метод был изложен почти во всех книгах хатха-йоги, Натха-пантха и некоторых упанишадах. Детальное описание можно найти в шестой главе «Джнянешвари». Эта энергия может также быть активизирована мантра-йогой, лайя-йогой и бхакти-йогой. Именно поэтому мы и обнаруживаем в «Джнянешвари» все эти системы упасаны. Окончательная стадия реализации или мокша, согласно этому - союз Шакти с Шивой. Следовательно, ученик, инициированный в ордене, должен активизировать эту энергию и позволить ей постепенно пройти через все шесть чакр. Место Шивы, как полагают, находится в последней чакре, которая известна как сахасрара. На окончательной стадии, садхака должен переместить энергию в последнюю чакру, это будет точкой союза Шакти и Шивы. Тот, кто преуспел в этом процессе, является великим йогином, и множество духовных сил, известных как сиддхи, теперь в его распоряжении. Множество примеров йогинов можно встретить в древних шастрах, эти йогины были успешны в достижении самой высшей стадии. Джнанешвар испытал вышеупомянутый союз с Шивой, и поэтому он известен как Маха-йог. В Йога-сутрах мы не встречаем ничего о Кундалини-шакти.

12. В Культе натхов придается большое значение Гуру или мастеру. Ему придается та же вся важность, как и изначальному Гуру Адинату. Именно поэтому Джнянешвар придает максимальную значимость своему Гуру Нивриттинатху и упоминает его имя в «Джнянешвари» во многих местах. Философия натхов говорит, что ученик может обрести окончательный опыт истины или Шивы только под непрерывным руководством Гуру или мастера. Мы также отмечаем, что каждая книга Натха-пантха начинается с поклона Гуру.

13. В этом культе присутствует мистический и тайный акт передачи духовной энергии от мастера к инициированному ученику, и это действие известно как шактипат. При помощи огромных сил, мастер может активизировать энергию Кундалини у ученика. Эту передачу он может осуществить только лишь касаясь определенной части его тела или просто смотря на него. Эта передача энергии может быть передана ученику, который находится на большом расстоянии от Учителя. Это - особый мистический акт. После передачи энергии, ученик переживает множество сверхествественных вещей, огромный поток света и т.д. Понятие шактипата в Йога-сутрах Патанджали не встречается.

14. Этот культ придает большую важность практике определенных физических положений, известных как мудры. Они полезны при медитации, а также в активации энергии Кундалини и шести чакр. Поэтому каждый должен изучить эти мудры. Древние тексты говорят, что таких мудр насчитывают двадцать пять. Из них десять являются самыми важными. Практикуя мудры, ученик имеет возможность избавиться от любой болезни и может приобрести различные сверхествественные силы Из-за многочисленных преимуществ, ученика обучают этим положениям, и после того, как он достигает такого опыта, он переходит к изучению пранаямы. Мудры также нигде не упомянуты в Йога-сутрах.

15. Есть различие между Дхьяна-медитацией Патанджали и Горакшанатха. Патанджали дает определение дхьяне согласно сутре III.1 и III. 2, согласно которым ученик должен сконцентрироваться на определенной части тела или на некотором внешнем объекте. Этот процесс известен как дхарана. Когда ученик обретает успех в концентрации на том специфическом объекте в течении достаточно долгого времеми, то это становится дхьяной. Для такой концентрации ученик должен использовать свой ум. Однако, в Кундалини-йоге, садхака вообще не должен использовать свой ум. Он должен выполнять кумбхаку, в которой функции ума полностью останавливаются. Вместо того, чтобы концентрироваться на каком-либо специфическом объекте, ученик должен активизировать энергию Кундалини. Это - великий трансцендентный путь.

16. Патанджали представляет широкое разделение самадхи, это Сампраджната-самадхи и Асампраджната-самадхи. Однако, стадия самадхи была детально изучена в натхизме, который категоризировал самадхи в шести типах, известных как 1) Дхьяна-йога самадхи, 2) Нада-йога самадхи, 3) Расананда-йога самадхи, 4) Лайя-йога самадхи, 5) Бхакти-йога самадхи и 6) Раджа-йога самадхи. То, как каждое самадхи может быть испытано, также объяснено в деталях. Ученые и философы указывают именно седьмую главу, в которой дается подробное описание.

В заключение, я хотел бы заявить, что обе эти системы йоги отличны. Причина этому очевидна - их философская основа в целом отлична; так как йога натхов приспосабливает хатха-йогу, кундалини-йогу, мантра-йогу и бхакти-йогу, поэтому эта философия йоги столь многомерна. Кроме того, она способствует скорейшим результатам, как отмечал сам Горакшанатх в своей книге. Однако, желательно, чтобы методы этой йоги осуществлялись только под руководством компетентного и опытного мастера. В завершении этой статьи я хотел бы указать на стих IV.114 Хатха-йога прадипики, где говорится, что пока Вы не имеете возможность активизировать энергию Кундалини, пока Вы не имеете возможность обрести совершенный контроль над вашей пранической силой, пока Вы не имеете возможность очистить путь сушумна-нади, всё ваше знание является внешним, бесполезным и наполненным эго, и это только одни слова и ничего иного. Следовательно, там говорится, что это - процесс, который должен быть пережит только опытным путем.

Comments

Будьте добры,не могли бы Вы мне разъяснить,есть ли разница между учением Абхинавагупты или Джайдевы Сингха и учением натхов и в чём она??
Заранее признателен за внимание!